Классификация трещин в железобетонных конструкциях

Содержание

Классификация трещин в бетоне и их ремонт

Классификация трещин в железобетонных конструкциях

Любая трещина, появившаяся в бетонной либо железобетонной конструкции, оказывает свое негативное действие на выполнение функций несущего характера.

Деформация в бетонном изделии оказывают негативное влияние на всю конструкцию, поэтому их появления нужно не допускать.

Еще одной существенной неприятностью, которая вызвана появлением трещин (например, в полу), может быть попадание в помещение влаги и различных солей. Возможен такой вариант развития событий из-за перепадов температурных режимов. Ремонт – процедура несложная, но требующая определенных знаний.

Помимо вышеназванной, существует еще много различных причин, способствующих образованию трещин в бетоне. Вне зависимости от того, какая из них вызвала появление, ремонт необходимо проводить незамедлительно.

Если самостоятельное лечение трещины в бетоне вызывает у вас затруднение, то наилучшим вариантом будет обращение за помощью к профессионалам. Регулярный профилактический осмотр конструкций из бетона, заполнение щелей специальными составами и другие необходимые действия избавят вас от надобности проводить более масштабный ремонт.

Классификация

Величина раскрытия подразделяет трещины на волосяные (волосные) размером до 0,1 мм, мелкие (до 0,3 мм), развитые (до 0,5 мм) и большие (от 1 мм).

Классифицироваться дефекты бетонного покрытия могут по различным признакам, основным из которых является причина возникновения. Вот несколько примеров таких трещин: температурные, осадочные, в результате износа, деформационные, усадочные, конструктивные и т.д.

По своему направлению бывают трещины вертикального, горизонтального и наклонного характера. Еще один признак – глубина, к ним относятся поверхностные и сквозные повреждения. А величина раскрытия подразделяет их на волосяные (волосные) размером до 0,1 мм, мелкие (не более 0,3 мм), развитые (не более 0,5 мм) и большие (от 1 мм и больше).

Например, сквозные располагаются по всей поперечной плоскости бетонной конструкции. Такие трещины обязаны своим возникновением имеющемуся центральному растяжению. А вот сквозные волосяные носят характер мелких поверхностных разрушений и чаще всего расцениваются как допустимые.

Причины деформации

Трещины в бетонных конструкциях могут появляться из-за нарушения пропорций при изготовлении бетонной смеси.

Возникновение трещин в конструкциях из бетона или бетонных покрытиях (например, пола, стены и т.д.) дело обычное и не вызывающее недоумения. Особенно часто с ним сталкиваются строители, не имеющие достаточного опыта. И не важно, где они появились – в полу либо на стене, в любом из случаев ремонт является обязательным условием. Ниже описаны несколько основных причин, влияющих на появление и характер.

Цементная смесь имеет в своем составе избыток воды. Чаще всего нарушение пропорций, характерных для той или иной бетонной смеси, происходит в период ее замешивания ручным способом. Так как увеличено количество водной составляющей, значительно облегчается труд рабочих, перемешивающих все компоненты раствора.

Минусом таких действий будет ощутимая потеря бетоном своих качеств. При избытке воды усадка происходит довольно быстро, а за ней следуют высыхание и отвердение. Давно известно, что при большем количестве воды усадка происходит интенсивнее. А результатом такого быстрого процесса всегда являются трещины.

Чтобы избежать появления трещин бетонного покрытия, в первую очередь необходимо точно соблюдать пропорции нужного вам раствора.

Мелкие трещины в бетоне могут появиться из-за слишком быстрого высыхания смеси.

Второй часто встречающейся причиной можно назвать чересчур быстрый процесс высыхания. Что же еще, кроме водной составляющей, влияет на время при высыхании бетона? Ответ известен многим, это температура воздуха. При высоких температурных режимах влага испаряется достаточно быстро и, как следствие, появляются дефекты. Чтобы избежать этого, нужно не допустить воздействия прямых солнечных лучей на бетон при его высыхании. Для этого необходимо сделать какое-либо защитное укрытие или (при высоких температурах) обеспечить смачивание бетонной поверхности водой.

Неправильно выбранный состав компонентов раствора (неподходящая для изготовления конкретной конструкции бетонная смесь) тоже в значительной степени влияет на появление трещин.

Резкие перепады температурных режимов. Это еще один фактор, способствующий появлению трещин бетонного покрытия. Готовая бетонная либо железобетонная конструкция под воздействием различных температур довольно быстро расширяется, потом сжимается и т.д. В результате этих воздействий появляются трещины.

И последнее: не очень стабильное состояние грунта вызывает деформацию бетонной конструкции и как негативный результат – появление дефектов. Что же предпринять в этом случае? Ответ достаточно прост: необходимо выполнение армирования при помощи металлического каркаса либо прутьев, диаметр которых соответствует значению от 8 до 12 мм.

Ремонт

Если трещина находится в горизонтальной поверхности, то можно ее просто залить цементным раствором, который ее полностью заполнит.

На сегодняшний день заслуженной популярностью пользуется способ, предусматривающий устранение трещин в бетоне инъектированием. В его основу положены восстановительные работы, не требующие даже частичной замены конструкции из бетона.

Благодаря проводимым инъекциям полимерными материалами в пространство бетонных трещин и пустот становится возможной качественная заделка имеющихся дефектов (в полу, потолке, стенах). Использование данного метода целесообразно в случаях, имеющих большие объемы повреждения.

Еще один способ, при помощи которого проводится ремонт в бетонных вертикальных поверхностях, подразумевает процесс нанесения на бетон специального состава. В него входят непосредственно цементно-песчаный раствор, а также полимерная добавка. В качестве нее используется спирт (фуриловый) и сульфанол. По прошествии периода высыхания поверхность необходимо покрыть таким средством, как полиуретановый герметик.

Какие же еще способы чаще всего используют на практике? Например, создание на бетонной поверхности еще одного дополнительного слоя. Используется для него тот же материал, из которого изготовлена подлежащая ремонту конструкция. Этот метод подразумевает выполнение торкретирования с использованием бетонной смеси, куда входят следующие материалы:

  • цемент;
  • вода;
  • песок (фракционный);
  • органическая добавка (смола, латекс и др.).

Однако многие считают устранение трещин таким способом целесообразным не во всех случаях. Связано это с трудоемкостью его выполнения и значительным увеличением массы ремонтируемого сооружения и, как следствие, большой нагрузкой.

Самостоятельная реконструкция

Чтобы хорошо заделать трещину в бетоне, ее нужно немного расширить и расчистить.

Ремонт в домашних условиях чаще всего подразумевает использование жидкого цементного «теста», цементного раствора с добавленным веществом вяжущего характера, раствора, в состав которого входит полиэфирная либо эпоксидная смола, а также других ремонтных смесей. Трещины на любых поверхностях (в полу, стенах, потолке) могут быть отремонтированы самостоятельно.

Итак, небольшие трещины, имеющие размер до 3 мм, заделываются жидким цементным раствором либо ремонтной смесью. Бетонная поверхность в местах отслоения также ремонтируется с использованием специально предназначенных для этих целей смесей. Пропорциональная зависимость бетона для вышеназванных целей следующая: необходимо смешать 1 часть портландцемента, 3 части песка, 3 части воды и клей ПВА.

Заделать трещины в бетоне без подготовительных работ невозможно. Для начала проводится тщательная очистка ремонтируемой поверхности. Для этих целей можно использовать водный раствор моющего средства и щетку.

Лишняя влага удаляется при помощи губки. Очень мелкие дефекты необходимо расшить при помощи шпателя и углубить их до 5 мм. Нужно это для их качественного заполнения цементным раствором.

Трещины большого размера и глубокие нужно укрепить: при помощи болгарки нанести поперечные борозды.

При наличии выступающей арматуры проводится ее очищение и обработка специальным средством, имеющим в своей характеристике функцию защиты от коррозии. В подготовленные заранее бороздки не забудьте уложить проволоку, диаметр которой не менее 4 мм.

Читайте также  Уход за полусухой стяжкой пола после заливки

Выполняя ремонт бетонных трещин, используйте грунтовку. Она наносится кисточкой, толщина слоя около 3 мм. Распределение по поверхности должно отвечать условиям равномерности. Далее можно наносить непосредственно ремонтную смесь. Не забудьте, что делается это до момента высыхания грунтовочного покрытия.

Источник: http://o-cemente.info/remont-betonnih-izdelij/klassifikatsiya-treshhin-v-betone-i-ih-rem.html

Виды трещин ж/б элементах: допустимые и недопустимые Компания TechnoFloor

Классификация трещин в железобетонных конструкциях

Осуществляя приемку ж/б конструкций на строительной площадке, первым делом необходимо оценить их тех. характеристики по внешнему виду. В случае несоответствия, заказчик вправе выдвинуть претензии производителю, поставщику или же подрядчику. Вопрос допустимости наличия трещин в этом случае имеет первостепенную важность, поэтому стоит остановиться на нем более детально.

Неопасные трещины в ж/б элементах

Любое возникновение трещины в конструкции говорит о наличии разрядки скопившегося напряжения в конкретной области элемента. Причинами их появления могут быть внутренние напряжения (растягивающие). Как правило, они возникают в результате процессов, происходящих внутри элемента, а также в результате нагрузок на изделие извне.

В рамках ДБН B.2.6-98:2009, для различных ж/б элементов и конструкций существуют отдельные требования по образованию трещин. Так, для конкретных элементов некоторые виды трещин являются допустимыми. Для прочих же – недопустимы вовсе.

В таблице, представленной ниже, мы рассмотрим типы неопасных трещин, а также причины их появления.

Типы трещин Причины возникновения Размер трещин Характер трещин
Трещины, возникающие при усадке конструкции (усадочные) Неподходящий бетонный состав (очень много цемента – 600-700 килограмм на метр кубический). Некачественное армирование. Нарушения процесса твердения или неправильный ухой за изделием в процессе твердения бетона. до 0.1 мм. Стабилизированные/нестабилизированные
Деформационные Появляются в результате неаккуратной транспортировки и укладки на хранение на складе. Могут возникать при монтаже, а также в процессе эксплуатации изделий. до 0.3 мм. Стабилизированные, односторонние, сквозные
Трещины, возникающие при нарушении технологических процессов при производстве (технологические) Возникают в результате расслаивания смеси при укладке, уплотнении или вибрации. Нередко наблюдаются деформации, появляющиеся в результате нарушения режима прогрева бетонной смеси, неправильного натяжения арматуры в преднапряжных элементах. до 0.3 мм Стабилизированные, односторонние, сквозные

Исследуя нормативную документацию, специалисты собрали такую информацию по допуску ж/б конструкций с учетом присутствия отдельных типов трещин.

В рамках эксплуатационных условий ширина раскрытия трещин не должна превышать:

— 0.4 мм. – для ж/б конструкций, подвергающихся воздействию окружающей среды (низкие и перепады температур, повышенная влажность и пр.);

— 0.5 мм. – для элементов, которые эксплуатируются в условиях, не подверженных воздействию окружающей среды;

— 0.3 мм. – для изделий, используемых в агрессивных климатических условиях;

— 0.2 мм. – для изделий с арматурой, обладающей низкой устойчивостью к коррозии.

В рамках ДСТУ, в ходе производства преднапряженных конструкций, возможно наличие трещин поперечного типа, которые возникают в результате обжатия бетона при предварительном напряжении, плюс трещины поверхностного типа, возникающие при усадке бетона с максимальной шириной раскрытия:

— 0.1 мм. в преднапряженных конструкциях, в колонах и стойках, в элементах, изготовленных из тяжелого бетона, к каким предъявляются требования относительно морозостойкости;

— 0.2 мм. во всех других ситуациях.

Важно! Даже при наличии перечисленных видов допустимых трещин, обязательно следует их заделывать, так как почти все трещины позволяют неблагоприятным средам просачиваться внутрь бетона, что по прошествии определенного периода времени приведет к коррозии арматуры и разрушению бетона. Особенно это актуально при устройстве промышленных полов, подвергающихся в ходе эксплуатации серьезным нагрузкам.

Когда трещины считаются категорически недопустимыми?

  1. Изделия с увеличенными эксплуатационными свойствами (длительный срок эксплуатации).
  2. Изделия, которые подвергаются интенсивному воздействию агрессивных сред.
  3. В случаях, если ж/б изделия будут находиться под давлением газов и жидкостей.

Как нужно обследовать трещины?

Первым делом следует установить характер трещины (форма, ширина/длина/глубина раскрытия, направление трещины). Это делается при помощи лупы или микроскопа. Затем нужно установить, наблюдается или нет развитие трещины. Здесь пригодятся гипсовые маяки (можно использовать цементно-песчаные), устанавливаемые там, где наблюдается раскрытие.

Окончание трещины нужно обозначить штрихами (обязательно проставить дату измерения). Размещение трещины наносится на чертеж с обязательным обозначением даты, в которую были установлены маяки. Трещины необходимо периодически осматривать, а результаты проверок фиксировать в акте обследования изделия.

Результат исследования покажет, насколько опасно первичное появление трещины.

Если же говорить об устройстве бетонного пола, то стоит отметить одну важную деталь: использование упрочнителя (топпинга) значительно повысит уровень износостойкости и прочности интенсивно эксплуатируемого покрытия.

#Бетонный #Промышленный #Трещины

Похожие новости

Post with Бетонный, Промышленный

Источник: https://tehfloor.ru/vidy-treshhin-zhb-jelementah-dopustimye-i-nedopustimye/

Дефекты железобетонных конструкций: причины и виды дефектов

Классификация трещин в железобетонных конструкциях

Безопасность и надежность зданий и сооружений напрямую зависит от их технического состояния. Но выполненные из бетона или железобетона конструктивные элементы строительных объектов в процессе эксплуатации подвергаются разнообразным негативным воздействиям, в результате чего образуются дефекты и повреждения железобетонных конструкций.

Почему в ЖБИ образуются дефекты

Существует множество разных причин, по которых возникают дефекты бетонных конструкций. К наиболее распространенным относят:

  • допущенные в процессе проектирования ошибки, состоящие в неправильном определении воздействующих нагрузок, неточностях при создании узлов сопряжения, потери прочности из-за малого количества связующих компонентов, некачественному исследованию и оценке грунтов основания;
  • применение некачественных материалов: недостаточная морозостойкость раствора, плохой обжиг кирпича или искривление его граней, отклонение от проекта и использование цемента низших марок раствора при приготовлении раствора;
  • низкое качество строительных работ: несоблюдение горизонтальности, отклонение от вертикали столбов и несущих стен, нарушение правил перевязки швов и их толщины, выполнение кладки при слишком низких температурах;
  • неравномерность осадки оснований под столбами и фундаментами вследствие неправильно проведенных строительных и земляных работ;
  • выполнение отверстий и штраб в ходе строительства, что заметно уменьшает сечение конструктивных элементов.

Каждый из этих факторов или даже несколько в совокупности могут спровоцировать дефекты монолитных железобетонных конструкций. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение объектов из железобетона следует как можно скорее устранить выявленные повреждения и таким образом избежать капитального ремонта.

Какие бывают дефекты, основные виды

Качество и прочность строительных объектов определяется по итогам обследований технического состояния зданий и сооружений, проводимого в соответствии требований СНиП 2.03.01-84.

Выявленные в процессе обследований повреждения по степени важности и опасности разделяют на три группы:

  • дефекты, которые не уменьшают долговечности конструкций, не понижают прочностные характеристики. К данной группе относят поверхностные пустоты, раковины, сколы, при которых не произошло оголение арматуры, трещины, раскрытие которых не превышает 0,2 мм. Срочные действия по устранению таких дефектов не требуются. Важно только остановить расширение мелких трещин и предотвратить появление новых;
  • дефекты, ухудшающие эксплуатационные характеристики и срок службы изделий. Это трещины на участке рабочей арматуры, раскрытие которых больше 0,1 мм, сколы бетона с оголением арматуры, коррозионные трещины толщиной от 0,2 мм и больше и другие нарушения. В случае обнаружения принадлежащих ко второй группе повреждений приостановить дальнейшее разрушение поможет усиление железобетонных и каменных конструкций СП посредством проведения ремонтных работ;
  • дефекты, появление которых существенно ухудшает несущие способности выполненных из ЖБИ конструкций. Сюда относят значительные повреждения защитного слоя, большие пустоты и раковины в бетоне, трещины наклонные в стенах балок и горизонтальные в пролетных строениях или в сопряжении плиты. В зависимости от типа и сложности выявленного повреждения для восстановления несущей способности проводят ремонт по предварительно выполненным поверочным расчетам.

Рассматривая все существующие характерные дефекты сооружений из железобетона, наиболее опасными и часто встречающимися считаются трещин. В зависимости от степени тяжести, причины возникновения и других факторов существует определенная классификация трещин в железобетонных конструкциях.

Какими бывают трещины

Дефекты железобетонных плит перекрытия или других конструктивных элементов, проявляющиеся в виде трещин, классифицируются по нескольким признакам.

По причине возникновения трещины образуются:

  • вследствие превышения допустимых нагрузок на конструкцию при ее эксплуатации;
  • из-за неправильного складирования изделий, их перевозки и монтажных работ;
  • при использовании предварительно напряженной арматуры при обжатии бетона;
  • в результате усадки или плохого уплотнения;
  • при образовании коррозионных процессов на используемой арматуре.

Выделяют две подгруппы трещин в зависимости от времени их возникновения:

  • появившиеся еще до начала эксплуатации конструкций трещины. К ним принадлежат усадочные, возникшие из-за несоблюдения технологии затвердевания бетона и технологичные – образованные при несоблюдении условий и правил транспортирования, складирования и монтажа;
  • образовавшиеся в ходе эксплуатации объектов. Выделяют следующие виды дефектов бетонной поверхности: появившиеся вследствие отсутствия или неточного создания деформационных швов; спровоцированные неравномерным проседанием грунта в связи с проведением вблизи земляных или других работ, или же чрезмерным замачиванием грунтовыми водами, прохождении автомагистралей рядом с объектом; вызванные превышающими расчетные показатели силовыми воздействиями.
Читайте также  Чем штробить стену под проводку в бетоне?

Кроме этого различают дефекты сборных железобетонных конструкций и целостных, а также группируют повреждения по типу элементов, в которых они возникают.

Трещины в изгибаемых элементах

Образующиеся в изгибаемых частях строительной конструкции трещины разделяются на:

  • нормальные, направленные под прямым углом к продольной оси. Максимальной ширины они достигают в крайних растянутых волокнах, входящих в площадь сечения;
  • расположенные под наклоном к продольной оси, возникшие в месте изгибающих или перерезывающих моментов. Раскрытие таких трещин начинается уже от середины боковых и направляется в сторону растянутых граней.

Обычно при образовании трещин в изгибаемых элементах увеличиваются углы поворота, что повышает выраженность и прогибов. Если по ширине трещина выше 0,5 мм и при этом сами прогибы занимают больше чем 1/50 всего расстояния пролета, то они считаются аварийными.

В таблице ниже приведены предельно допустимые значения прогибов для железобетонных конструкций.

Элементы конструкций Предельно допустимые прогибы
1. Подкрановые балки при кранах:
ручных l/500
электрических l/600
2. Перекрытия с плоским потолком и элементы покрытия (кроме указанных в поз. 4) при пролетах, м:
l  7,5 l/250
3. Перекрытия с ребристым потолком и элементы лестниц при пролетах, м:
l  10 l/400
4. Элементы покрытий сельскохозяйственных зданий производственного назначения при пролетах, м:
l  10 l/250
5. Навесные стеновые панели (при расчете из плоскости) при пролетах, м:
l  7,5 l/250

Обозначение, принятое в табл. 3: l — пролет балок или плит; для консолей принимается значение l, равное удвоенному вылету консоли.

Примечание. При действии постоянных, длительных и кратковременных нагрузок прогиб балок и плит не должен превышать l/150 пролета и l/75 вылета консоли. Предельно допустимые прогибы по поз. 1 и 5 обусловлены технологическими и конструктивными, а по поз. 2-4 — эстетическими требованиями.

Трещины в предварительно напряженных балках

Армированные арматурой с повышенной прочностью балки соответствуют всем требованиям трещиностойкости. Если в таких конструкциях выявлены трещины, то это указывает на существенные технологические недоработки или на значительные перегрузки.

В таких случаях существуют высокие риски аварии и дефекты требуют немедленного устранения.

Трещины в сжатых элементах

Если по направлению расположенной внутри конструкции арматуры образовались продольные трещины, то это напрямую говорит о потере устойчивости сжатой арматуры. Вследствие понижаются несущие возможности и технические характеристики, что в итоге приводит к аварийному состоянию.

Трещины в плитах перекрытия

Возникающие в плитах дефекты бывают:

  • расположенные в поперечном направлении в отношении к рабочему пролету по центру плиты, которые больше всего раскрываются на нижнем ее участке;
  • в опорных местах, которые в верхней части плиты достигают максимального расширения;
  • концевые и радиальные. В данном случае возможно отпадение защитного слоя, что влечет за собой разрушение бетона;
  • вдоль арматуры по нижнему участку стены.

Дефекты могут возникать и в других конструктивных элементах. Для выявления повреждений проводится специальное обследование строительных объектов. По результатам обследований составляется заключение с указанием вида дефектов и причины их образования.

Выявление и устранение дефектов железобетонных конструкций

Своевременное обнаружение и устранение дефектов позволяет предотвратить развитие трещин и других повреждений и продлить срок эксплуатации сооружения без предварительного капитального ремонта.

Одним из распространенных видов выявления повреждений в железобетонных конструкциях считается неразрушающий контроль дефектов бетона. Он позволяет с точностью установить размеры и степень тяжести повреждений.

Для восстановления конструкций используют разные методы устранения дефектов: инъектирование, цементирование, заделка глубоких раковин и пустот, обетонирование и торкретирование поверхности и другие.

Подробно и точно правила как проводить ремонт и устранение дефектов железобетонных конструкций ГОСТ 31384 описывает и до мельчайших подробностей регламентирует технологии проведения восстановительных и защитных работ.

Источник: https://stroy-ek.ru/article/defekty-zhelezobetonnyh-konstruktsij/

Экспертиза: какие трещины допустимы и недопустимы в железобетонных элементах?

Классификация трещин в железобетонных конструкциях

При приемке конструкций на стройплощадке важно своевременно оценить их техническое состояние по внешним признакам и при необходимости выставить свои обоснованные претензии заводу-изготовителю, поставщику конструкций, подрядчику. Рассмотрим более подробно вопрос о допустимости трещин в железобетонных элементах.

Какие трещины в железобетонных элементах не являются опасными?

Каждое появление трещины в железобетонном элементе свидетельствует о том, что произошла разрядка накопившихся напряжений в данной области конструкции. Причиной возникновения трещин являются внутренние растягивающие напряжения, которые могут возникать из-за внутренних процессов в элементе и от внешних нагрузок на конструкцию.

Ширина трещины в железобетонном элементе

Ширина раскрытия трещины

Согласно ДБН В.2.6-98:2009 «Бетонные и железобетонные конструкции» для разных железобетонных элементов и конструкций предъявляются свои требования относительно трещинообразования – и для одних конструкций определенные трещины приемлемы, а для других – категорически не допускается.

В таблице 1 приведены виды трещин, причины их возникновения, которые не являются опасными

Таблица 1

Вид трещин Вероятные причины появления трещин Характер трещин Размер трещин
Усадочные Неправильно подобранный состав бетона (большой расход цемента — более 600…700 кг/м3), нарушен процесс твердения, неправильный уход при твердении бетона, неправильное армирование Стабилизированные, нестабилизированные Волосяные, до 0,1 мм
Технологические Расслаивание бетонной смеси при укладке, вибрации и уплотнении; температурные деформации форм, нарушена режим прогрева бетона, неправильное натяжение арматуры в преднапряженных элементах и т.д. Стабилизированные, односторонние, сквозные Мелкие,до 0,3 мм
Деформационные При складировании и транспортировке, монтаже и эксплуатации Стабилизированные, сквозные и односторонние Мелкие,до 0,3 мм

Также при исследовании целого ряда нормативных документов были собраны следующие данные по допуску эксплуатации железобетонных элементов и конструкций при наличии некоторых трещин.

В зависимости от условий эксплуатации предельно-допустимая ширина раскрытия трещин составляет (п. 2.2.2.3 ДБН В.2.6-98:2009):

  • не более 0,5 мм – для конструкций, эксплуатируемых в условиях, защищенных от климатических воздействий (вода, влага, отрицательная температура и т.д.);
  • не более 0,4 мм – для конструкций подвергающиеся климатическому влиянию;
  • не более 0,3 мм – для конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах;
  • не более 0,2 мм – для конструкций с арматурой с пониженной коррозионной стойкостью.

В соответствии с пунктами 4.5.3, 5.4.3 ДСТУ Б В.2.6-2-95 «Конструкции зданий и сооружений. Изделия бетонные и железобетонные» при изготовлении предварительно напряженных конструкций допускаются поперечные трещины от обжатия бетона при преднапряжении, а также усадочные и другие поверхностные технологичные трещины (кроме трещин, которые проходят вдоль стержней рабочей арматуры) шириной раскрытия не более:

  • 0,1 мм в предварительно напряженных изделиях, в элементах колон и стоек, а также в изделиях из тяжелого бетона, к которым предъявляются требования по морозостойкости;
  • 0,2 мм в других случаях.

Считаются неопасными горизонтальные трещины в железобетонных колоннах с небольшим раскрытием.

Следует помнить, что даже выше перечисленные трещины, которые считаются допустимые, необходимо заделывать (зачеканивать), потому что практически любая трещина позволяет агрессивным средам проникать вглубь бетона, и со временем, приводить к разрушению бетона и коррозии арматуры.

В каких конструкциях образования трещин не допускается?

  1. железобетонные конструкции, которые находятся под давлением жидкостей и газов, т.е. те, которые должны обеспечивать непроницаемость и герметичность;
  2. конструкции с повышенными сроками долговечности;
  3. конструкции, подвергающиеся сильным агрессивным воздействиям внешней среды (в условиях эксплуатации железобетонной конструкции в жилище среда считается неагрессивной).

Правила обследования трещин

При затруднении в определении допустимости данных трещин, необходимо выполнить целый ряд мероприятий для определения характера появления.

Прежде всего, необходимо определить положение, форму, направление, длину, ширину и глубину раскрытия трещин. Ширину раскрытия трещин определяют с помощью микроскопов МПБ-2, МИР-2, лупой Бринелля или другими приборами, у которых точность измерения не ниже 0,1 мм.

Глубина трещин определяется с помощью игл, проволочных щупов или с помощью ультразвуковых приборов, например бетон-3М, УКБ-1М, УК-10П и др.

Далее необходимо определить развивается или нет трещина. Для этого, используют гипсовые или цементно-песчаные маяки, которые устанавливаются в местах максимального раскрытия трещин. Если трещина дальше развивается, на маяке образовываются продольные трещины. Конец трещины фиксируют поперечными штрихами и отметкой даты измерения. Расположение трещин наносят на чертежи общего вида, где обязательно отмечают номер и дату установки маяков. Периодически трещины и поставленные маяки осматриваются, и результаты осмотра заносятся в акт обследования конструкции. По результатам осмотра судят об опасности, точной причине возникновении трещины.

Читайте также  Сколько сохнет стяжка пола из пескобетона м300?

Приборы для измерения раскрытия трещин: а) отсчетный микроскоп МПБ-2 и лупа Бринелля

Приборы для измерения раскрытия трещин: б) измерение ширины раскрытия трещины лупой; в) – щуп: 1 — трещина; 2 – деление шкалы лупы

В спорных ситуациях, при обнаружении трещин в железобетонных элементах следует обращаться к экспертам по строительным конструкциям с целью оценки технического состояния конструкций и составления экспертного заключения, в котором должны отражаться: причины, характер и допустимость выявленных трещин.

Вас консультировали эксперты GIDproekt

Конев Александр Анатольевич

Исмагилов Андрей Олегович

Источник: http://gidproekt.com/ekspertiza-kakie-treshhiny-dopustimy-i-nedopustimy-v-zhelezobetonnyx-elementax.html

Причины и устранение трещин в конструкциях из железобетона

Классификация трещин в железобетонных конструкциях

Дефектов бетонных поверхностей достаточно много. Ошибки в процессе производства, низкое качество материалов, неточности проектирования, нарушение требований при эксплуатации — далеко не весь перечень повреждений. Самым распространенным дефектом бетонных, железобетонных конструкций являются трещины. Анализ происхождения, возможности ремонта — важные вопросы в проблеме трещинообразования.

Почему появляются дефекты?

Причины возникновения трещин разнообразны. К самым распространенным относятся:

  • высокая температура окружающей среды;
  • несоблюдение толщины слоя, рекомендованной стандартами строительства;
  • нарушения в работе с пластификаторами;
  • ошибки в способе усиления несущей способности металлом;
  • ошибки в проектной документации;
  • аварии, стихии.

Часто дефекты появляются в процессе высыхания железобетонной конструкции. Высыхая, бетон теряет жидкость и сжимается. Процесс трудно поддается контролю, особенно при работе на открытом воздухе.

Образовавшиеся повреждения не обязательно говорят о разрушении строения. Момент возникновения, ширина дефекта, место расположения — факты, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, насколько серьезна проблема. Окончательная причина проблема становится известной после тщательного исследования. В каждом индивидуальном случае обязательно привлечение квалифицированного специалиста, не только для выяснения причины возникновения проблемы, но и для обязательного ее устранения.

Виды

Со временем в ходе эксплуатации в железобетонных конструкциях появляются разные дефекты.

Разнообразные причины, в результате которых появляются дефекты, разделяют по характерным критериям. Причина возникновения:

  • механическое повреждение в процессе эксплуатации объекта;
  • повреждение конструкций при транспортировке, погрузке, монтаже;
  • возникновение дефекта в результате воздействия сжимающих сил;
  • технологичный дефект (усадка, плохое уплотнение);
  • результат коррозии арматуры.

Значение причины:

  • указывает на аварийное состояние сооружения;
  • увеличивается проникновение влаги в железобетонные строения;
  • износ строения, подверженного коррозии;
  • нарушения, которые вызывают опасения.

Железобетонным конструкциям вредят следующие виды образований:

  • сквозные клиновидные;
  • сквозные внахлестку;
  • несквозные клиновидные;
  • сквозные параллельные;
  • наклонные замкнутые;
  • продольные несквозные.

Анализируя трещину по характеру возникновения, степени открытия, возможно установить истинную причину и поставить заключение об опасном состоянии сооружения. Силовое влияние на конструкцию образует повреждение, которое располагается перпендикулярно основной линии приложения силы. Поверхность под воздействием сжатия покрывается трещинами в хаотичном порядке, образуя узловое соединение. Такие трещины называются усадочными. Коррозийные трещины располагаются на конструкциях вдоль металлического стержня.

Повреждение плит свода

Трещина в железобетонной монолитной плите перекрытия.

Перекрытия промышленных сооружений находятся в сложных условиях, испытывают колоссальную нагрузку, силовые, химические воздействия. Следствие — износ поверхности и образование повреждений. В процессе затвердевания в бетоне могут образоваться повреждения небольшого размера. Усадочные трещины внешне напоминают сетку и не приносят опасности.

Дефекты, которые появляются в процессе эксплуатации сооружений, постепенно удлиняясь и расширяясь, приводят к деформационным повреждениям. Появление характерных признаков говорит о серьезных нарушениях во время строительства и перенапряжении плит перекрытия. Проблему устраняют в обязательном порядке заменой конструкции, нет возможности — выставляют подпорную стену и убирают все тяжелые вещи.

Прогиб перекрытия также становится причиной возникновения проблемы. Проводится оценка состояния арматуры, бетона. Недостаточное количество арматуры, неправильное ее расположение приводит к силовой трещине. Расширение отверстия больше 3 мм требует усиления дополнительным армированием.

Нарушения ферм

Стропильные фермы обладают характерной особенностью работать на сжатие, обеспечивая устойчивость, жесткость покрытия. Соединенные элементы способствуют возникновению концентрации различного по характеру напряжения: растягивающего, сжимающего, касательного. Большая концентрация способствует возникновению в местах соединения нарушений. Растягивающее напряжение грозит сквозной вертикальной трещиной, сжимающее напряжение – несквозной горизонтальной.

Ряд причин влияющих на деформацию:

  • низкое качества бетон;
  • неправильное расположение поперечной арматуры;
  • смещение металлического каркаса.

Щели в балках

Характерные трещины в балке: 1 — нормальные трещины в зоне максимального изгибающего момента; 2 — наклонные трещины в зоне максимальной поперечной силы; 3 — трещины и раздробление бетона, в сжатой зоне элемента.

Трещинам, возникшим в местах укладки балок, уделяют особое внимание. Упрощенное соединение стропильной конструкции грозит возможным защемлением опор, что в совокупности с давлением плит приводит к образованию отверстий. Явление редкое, но восстановлению не подлежит.

Строительная конструкция под воздействием вертикальных или горизонтальных трещин в балках разрушается. Выделяют несколько причин такой проблемы. Первая – усадочное напряжение, вызванное недостаточно сильным защитным слоем. Плохое качество материала, нарушение температурного режима при термообработке – причины проблем с балкой.

Усадочная щель небольшая, но через нее проходит воздух, газы, вызывающие коррозию металла. Ржавчина – большая проблема усадочных дефектов, она распирает бетон, расширяя отверстия. Вторая причина – коррозия, вызвана не под влиянием пара. Возникает под воздействием химических соединений, входящих в состав бетона. Степень опасности зависит от степени развития коррозии. Третья причина – раскол балки. Особенно опасно нахождение раскола на конце конструкции, снижается опорная функция элементов.

Повреждения балок — прямая угроза прочности конструкции.

Другие дефекты

Тип сооружения, его конструкция, схемы расчетов не влияют на общие характеристики трещин. Каждый появившийся недостаток говорит, что данная точка является скоплением напряжения. Самые распространенные виды недостатков нами уже рассмотрены, но это далеко не полный список всех погрешностей. Обратим внимание на существующие виды повреждений:

  • Мелкие трещины, волосяные. Появляются на верхней поверхности, четкая направленность отсутствует, визуально определить нетрудно. Не влияют на несущую способность, легко устраняются замазыванием раствора.
  • Мелкие трещины вдоль стержня металла. Сопровождается дефект легкой ржавчиной до 5 мм, возможен раскол бетона возле арматуры. Несущая способность снижается на 5%, что влияет на длительность эксплуатации. Необходимо возобновление защитного слоя, при необходимости производят усиление места дефекта.
  • Скалывание бетона. Происходит под механическим воздействием. Если возникло в сжатой зоне — нарушается несущая способность элементов, в растянутой зоне — несущая способность не нарушена, страдает жесткость конструкции. Сколы заделываются мелкозернистым раствором.
  • Замасливание бетона. Утечка масла на производствах приносит существенные проблемы. Прочность бетонных покрытий снижается на 30%. Промасленный слой снимается, устраняются протечки.
  • Отслоение защиты. Образование коррозии, возникновение расколов приводит к отшелушиванию защитного слоя. Состояние аварийное, устраняется восстановлением защитного покрытия.
  • Раскол фундамента приводит здание в аварийное состояние. Срочно устраняется вибрация, проводится усиление фундамента.

Процесс устранения трещин

Восстановление железобетона методом инъектирования.

Не так страшна трещина, как ее ширина. Допустимый размер 3 мм. В повреждения большего размера с легкостью просачивается влага. В холодное время года вода замерзает, еще больше расширяя щель и так проходит несколько периодов замерзания, оттаивания. Раскол увеличивается в объеме, влаги попадает в него еще больше. Со временем вода достигает металлического стержня, появляется ржавчина, как следствие — разрушение бетона.

Во избежание разрушения даже мелкие трещины стоит устранять на ранней стадии. Бетонная площадь обрабатывается холодной водой, с помощью шпателя волосяные образования заделываются раствором. Замазывание повреждения возможно произвести любым материалом, разными способами. На правильный выбор влияет ширина повреждения, причина, вид, влияние на несущую способность.

При сохраненной несущей способности применяется метод восстановления под названием расшивка. Расщелина простукивается по всей длине, с целью обнаружения пустоты. Все крошки, сколы убираются металлической щеткой и сжатым воздухом продувается очищенное пространство. Подготовленную поверхность замазывают полимерцементной смесью, выравнивая вровень с бетонной поверхностью.

Утраченная несущая способность восстанавливается инъекциями полимерных смол непосредственно в трещину. Современный раствор в основе с эпоксидной смолой способен к склеиванию даже с влажным бетоном. Интервал рабочей температуры очень широк, обладают незначительной усадкой, качественно заполняют пространство.

Вывод

Повреждение железобетонных поверхностей происходит при транспортировке, в процессе монтажа, во время эксплуатации. Следствие таких повреждений — трещины.

Своевременное выявление, проведение оценочной экспертизы позволит правильно установить вид дефекта и провести ремонтные работы, сохранив несущую способность конструкций.

Источник: https://kladembeton.ru/poleznoe/treshhiny-v-zhelezobetonnyh-konstruktsiyah.html

Для любых предложений по сайту: [email protected]