Проверка сплошности бетона буронабивных свай

Содержание

Оценка качества изготовления буронабивных свай (сплошность свай и измерение длины свай)

Проверка сплошности бетона буронабивных свай

ЗАКАЖИТЕ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ДЛИНЫ СВАЙ ПРЯМО СЕЙЧАС
+7-908-579-39-03

Изготовление свай буронабивного типа может сопровождаться образованием разных дефектов, связанных со следующими факторами:

  • качество бетона или грунтов;
  • используемый метод строительства;
  • качество изготовления буронабивной сваи;
  • подземные условия.

В соответствии с п.12.8 СП 45.13.330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» при устройстве буровых и буронабивных свай должен выполняться контроль качества изготовленных свай. Проверка сплошности буронабивных свай в условиях строительной площадки может быть полной или выборочной в зависимости от поставленных задач.

В состав работ по контролю качества бетона свай включается:

  • выбуривание кернов на полную длину из 2% общего числа выполненных из монолитного бетона свай на объекте, но не менее 2 свай и испытания образцов бетона, изготовленных из керна, на одноосное сжатие;
  • контроль длины свай и оценка сплошности их стволов с использованием сейсмоакустических испытаний — 20% общего числа свай на объекте;
  • оценка качества (однородности) бетона свай на полную их длину методами радиоизотопных или ультразвуковых измерений — 10% общего числа свай на объекте;

Примечание — При согласовании с проектной организацией допускается ограничиться одним из указанных способов контроля.

ООО НПО «ГЕОСМАРТ» использует несколько методов контроля свай.
Стоит отметить, что мы используем только неразрушающие методы, что является одним из значительных достоинств нашей работы.

1.Метод ультразвуковой дефектоскопии(диагностики)

Этот метод контроля неразрывности бетонной конструкции основывается на разности скоростей движения ультразвуковой волны в средах, отличающихся по структуре, механическим и физическим свойствам.
1.1.Методика обследования свай методом УЗДУльтразвуковая волна передается от датчика-излучателя к датчику-приемнику в виде импульсов с заданной частотой (см. схему 1). Датчики перемещают по наполненным водой трубкам, установленным в каркас исследуемой конструкции.

В качестве регистрируемого параметра используется амплитуда ультразвуковой волны, проходящей через контролируемый участок сваи и время ее прохождения. Измеряемое время прохождения ультразвуковой волны и её энергия однозначно связаны с качеством бетона.Сигналы, поступающие от измерительных приборов во время прохождения ультразвуковой волны, регистрируются и обрабатываются на ПК, а затем выдаются в виде искомой информации о целостности и однородности ствола сваи.Все испытания по этому методу соответствуют как стандарту D 6760-14, так и ГОСТУ 17624-2012.

Оба документа регламентируют условия проведения ультразвуковых испытаний сплошности и прочности бетона.

1.2.Подготовка свай к обследованию УЗД

Заблаговременно, в арматурный каркас сваи должны быть установлены специальные металлические трубки доступа диаметром 57 мм располагающиеся крест-накрест в количестве не менее четырёх трубок на каждую сваю.С обеих сторон трубки должны иметь герметичные заглушки.Перед проведением обследования верхние заглушки необходимо демонтировать, проверить трубки на отсутствие в них посторонних предметов, затем при заполнении их водой проверить герметичность. В случае отсутствия герметичности необходимо обеспечить непрерывную доливку трубок водой.

1.3.Проведение контроля методом УЗД

Прозвучивание бетона сваи должно быть выполнено по шести сечениям: по двум диаметральным и четырем хордовым сечениям (см. схему 2), по всей длине сваи.Прозвучивание необходимо производить в горизонтальных сечениях, непрерывно перемещая датчики по высоте. Обследования свай методом УЗД должно состоять из нескольких последовательно выполняемых циклов, каждый из которых включает:—спуск приемника и излучателя до нижней точки сваи;—регистрация сигналов, полученных от датчика-приемника через каждые 0,5 м, компьютерную обработку полученной информации, принятие оперативного решения о необходимости дополнительного спуска датчиков;—перестановка датчиков в другое сечение сваи.

Критерием завершения обследования является получение качественных и четких сигналов во всех возможных сечениях. Все датчики, используемые при проведении обследований, прошли заводскую калибровку.

Ниже приведен пример оформления графического приложения.

2.Использование сейсмоакустического метода (Сейсмоакустическая дефектоскопия свай)

Метод Соник позволяет делать экспертную оценку актуального состояния сваи, то есть определять ее грунтовую длину, а также производить анализ целостности и структуры сваи. Данный метод является экспресс-контролем и не разрушает бетон сваи. Он может применяться для проведения испытаний любого типа сваи вне зависимости от того, какая технология использовалась для ее устройства.

В основе метода лежит принцип акустической дефектоскопии. Она позволяет производить анализ движения акустической волны и ее отражений в исследуемой свае. Удар молотком по торцу сваи в направлении, параллельном свайной оси, порождает акустическую волну.

Возникшее вследствие механического воздействия возбуждение, посредством акустической волны проходит по свае. В случае имеющихся дефектов целостности конструкции, в ней возникают отраженные волны, движущиеся к источнику возбуждения. При этом чем сильнее дефекты и больше их количество, тем будет выше значение коэффициента отраженной волны, которое и зарегистрирует прибор.

Этим методом экспресс-контроля можно не только определять дефекты свай, но и узнать фактическую ее длину. Точность измерения составляет около 5-10%, что является вполне неплохим результатом. Основное достоинство данного метода – высокая скорость проведения испытаний, которая позволяет проверить несколько десятков свай за один день.

Контроль сплошности бетона и длины свай проводится в соответствии с требованиями следующих документов:1.Технологический регламент по применению неразрушающего экспресс-контроля сплошности свай методом «СОНИК». М., ОАО «ЦНИИС», 2002.2.ASTM D 5882-96. Standard Test Method for Low Strain Integrity Testing of Piles. Стандартный метод испытания целостности свай низкими напряжениями.

Для обеспечения качественной регистрации волны, предварительно производится зачистка поверхности бетона головы сваи для установки датчика.Для получения достоверной информации, измерения выполняются не менее чем в 3-х различных точках подготовленной поверхности.

Для возбуждения импульсов, выполняется не менее 15-20 ударных воздействий в каждой точке с использованием тарированного пластмассового молотка с контролем качества каждого регистрируемого сигнала на полевом компьютере.

Зарегистрированные сигналы фиксируются в памяти компьютера для последующей обработки и анализа.

Результаты обследования оформляются в виде протокола. Ниже приведен пример оформления графического приложения.

Работаем по всей России и СНГ!
Рассчитайте стоимость испытаний

Получите консультацию специалиста по телефону:
Инженер ООО НПО «Геосмарт» Александр +7-908-579-39-03

Другие услуги компании «ГЕОСМАРТ»:

Источник: https://geosmart.pro/uslugi/Kontrol-razmerov-kachestva-svai/

Контроль сплошности буронабивных свай в СПб

Проверка сплошности бетона буронабивных свай

В процессе заполнения бетонной смесью скважин для изготовления буронабивных свай существует определенный риск образования трещин, пустот и других дефектов в теле сваи. Наличие дефекта резко снижает прочностные характеристики возводимого сооружения и увеличивает риск его преждевременной неконтролируемой деформации. Поэтому огромное значение для безопасной эксплуатации будущего объекта приобретает применение неразрушающих методов контроля сплошности бетона.

Читайте также  Как закрутить винтовые сваи мясорубкой и дрелью?

Сплошность буронабивных свай

Одной из важнейших характеристик бетонной сваи, от которой напрямую зависит несущая способность конструкции, является сплошность бетона, из которого она изготовлена. Этот термин подразумевает непрерывность и однородность затвердевшего в грунте бетонного столба, отсутствие в нём дефектов, в том числе:

  • пустот – участков, не заполненных бетоном;
  • разуплотнений – зон, характеризующихся снижением плотности материала;
  • сужений – участков, где диаметр сваи уменьшен по сравнению с расчётным;
  • трещин – разрывов в бетонной массе, образовавшихся в процессе её затвердевания.

Дефекты снижают прочностные характеристики конструкции, которая будет эксплуатироваться под постоянными нагрузками, воздействием грунтовой и атмосферной влаги, колебаний температуры и т.д. Из-за наличия дефектных участков прочность сваи будет постепенно снижаться и создавать угрозу разрушения всего здания.

Требования к сплошности свай

Нормативные требования по сплошности определяются Сводами правил по строительству. Так, в СП 46.13330.2012 сказано, что нарушения сплошности бетона в сваях и столбах недопустимо. При тестировании безростверковых опор необходимо контролировать все сваи подряд, в ростверках контролю подлежат не менее 30% свай, но при условии, что их не менее четырёх в одном ростверке. Предпочтение при выборе методики должно отдаваться ультразвуковому неразрушающему обследованию. При невозможности его применения допускается использование сейсмоакустической технологии.

В СП 45.13330.2012 говорится, что выборочный контроль допустим в тех случаях, когда проверка более 20% от общего количества свай установила их удовлетворительное состояние. Объём выборочной проверки определяется непосредственно на объекте. Это правило действует для объектов, у которых общее число свай превышает 20.

Методы контроля сплошности свай

Для буронабивных свай, которые полностью погружены в грунт с момента изготовления, невозможно применение прямых контролирующих методов, используемых в монолитном строительстве и на заводах ЖБИ. Поэтому особую актуальность приобретают неразрушающие способы косвенной оценки сплошности бетона: ультразвуковой, сейсмоакустический и другие.

Метод ультразвукового (акустического) прозвучивания

Для реализации ультразвукового контроля во время монтажа арматурного каркаса в скважину помещают специальные трубки, необходимые для последующего погружения датчиков. Ультразвуковые волны посылают от одного датчика к другому, чтобы оценить состояние находящегося между ними бетона по данным прозвучивания. Основным критерием оценки выступает скорость распространения ультразвука: в деформированных зонах она резко снижается. По скорости прохождения звука можно измерить плотность бетона: чем она выше, тем более качественным и прочным бетоном заполнено тело сваи.

Метод сейсмоакустического зондирования с головы сваи

Сейсмические акустические волны используют в конструкциях, исключающих возможность установки ультразвуковых датчиков, а также при необходимости проверки данных, полученных другими методами. При проведении испытаний сейсмодатчик размещают на поверхности, над тестируемой сваей. Прибор генерирует ударный акустический сигнал, который проходит вдоль сваи по всей длине до её основания, после чего отражается на линии соприкосновения бетона с грунтом.

При наличии дефектов часть энергии сигнала отражается от дефектной зоны и возвращается к датчику в виде эхо-импульса. По силе отражённого сигнала, скорости его поступления и другим параметрам можно локализовать местоположение дефекта и определить его характер. При этом обязательно учитывается плотность бетона, форма и другие конструктивные особенности сваи.

Наши преимущества

По поводу контроля сплошности свай предприятия и организации в Санкт-Петербурге и ЛО часто обращаются к нам, в УСР «Нулевик». Основаниями для этого, как правило, служат:

  • более чем двадцатилетний практический опыт ведения сваебойных работ;
  • наличие в штате сертифицированных специалистов высокой квалификации, способных справиться со сложнейшими задачами;
  • обширный парк техники, наличие современного оборудования для безошибочного контроля сплошности свай с любыми параметрами;
  • оперативность и надёжность выполнения замеров, высокий уровень детализации дефектов;
  • доступные, обоснованные цены на проведение работ.

Позвоните нам или напишите на электронную почту, чтобы получить больше информации по интересующим вас вопросам и обсудить условия выполнения вашего заказа по контролю сплошности бетона свай.

Схема работы

  1. Разработка и согласование технического задания на проведение испытаний.
  2. Разработка порядка выполнения работ, выбор методов исследования, подбор необходимой аппаратуры.
  3. Подготовительные работы во время монтажа буронабивных свай на объекте.
  4. Проведение испытаний.
  5. Подготовка технического заключения и передача его заказчику.

Заказать проверку свай на сплошность

Источник: https://www.nulevik-svai.ru/raboty-nulevogo-cikla/ispitanie-sploshnosti-svay/

Контроль сплошности изготовленных буронабивных свай | Буровая компания «Дельта»

Проверка сплошности бетона буронабивных свай

Черношей Николай Васильевич — директор ОАО «Буровая компания «Дельта» 
Остапенко Мария Владимировна — начальник производственно-технического отдела ОАО «Буровая компания «Дельта» 
Житников Сергей Анатольевич — начальник проектно-исследовательской группы ОАО «Буровая компания «Дельта» 

Устройство фундаментов является одним из основных и важных видов работ в строительстве, от качества которых зависит будущее состояние строящегося здания или сооружения.

Фото – Проведение испытаний на сплошность акустическим тестером РЕТ

ОАО «Буровая компания «Дельта» на рынке строительных услуг уже более 20 лет. Одним из основных направлений деятельности предприятия является устройство свайных фундаментов, а именно выполнение работ по сооружению буровых свай под возведение мостов, жилых зданий, промышленных объектов.  Наша компания на протяжении своего существования активно осваивает проектирование и производство свайных фундаментов, устройство которых производится с применением самых современных технологий.

В настоящее время одним из новых направлений является устройство буронабивных свай с применением электро- газо- импульсной технологии. Специалисты нашего предприятия производят устройство буронабивных свай по различным технологиям: непрерывного шнека (CFA), раскатки грунта без выемки (DDS), двойного вращателя (Double Rotary), струйной цементации (Jet-grouting), устройство свай под обсадной трубой с Kelly-штангой, устройство свай с теряемым наконечником и т.д.

Технологии устройства буронабивных свай и применяемая техника весьма разнообразны и каждая по своему незаменима в конкретных инженерно-геологических условиях строительства. Для обеспечения качества выполнения работ необходимо производить контроль на всех этапах, как в процессе устройства буронабивных свай, так и по его завершении. В ряде случаев к контролю качества устройства свайных фундаментов относятся, по нашему мнению, формально, и ограничиваются ведением журналов и актов скрытых работ, а также отбором образцов бетонной смеси при бетонировании сваи.

Отбор образцов бетона при подаче его в скважину может служить лишь для косвенной оценки т.к. набор прочности бетона в кубиках и бетона в скважине различны. В данном случае этот контроль относится к определению качества соответствия свай проектным документам, но никак не к качеству ее изготовления, выявлению нарушений сплошности ствола.

Традиционные испытания свай статическими и динамическими нагрузками, являясь наиболее показательными тестами, могут определить только несущую способность свай, но ни в коей мере не могут гарантировать качество сваи как железобетонной конструкции, именно поэтому международными стандартами предусмотрен контроль сплошности ствола буронабивной сваи. Нарушение сплошности ствола сваи в результате перерыва в бетонировании ствола сваи, негерметичности соединения обсадных труб, расслоения бетонной смеси или др.

причин может привести к значительному снижению несущей способности свай, как по грунту, так и по материалу. Выявить дефекты, нарушение сплошности ствола свай при традиционной системе контроля фактически невозможно.

Читайте также  Для проверки несущей способности свай выполняют

Методы контроля сплошности изготовленных буронабивных свай делят на две группы. К одной относят методы, требующие частичного разрушения бетона в стволах свай, ко второй — так называемые неразрушающие методы, применение которых не связано с нарушением целостности стволов буронабивных свай. Согласно требованиям европейских норм количество свай для обязательного контроля на сплошность составляет не менее 20% от общего количества. Очевидно, приоритет за неразрушающими методами.

Основными преимуществами неразрушающего метода акустической дефектоскопии можно считать:  очень быстрое получение данных по любой свае на стройплощадке и возможность проверки до 100 свай в день; определение длины сваи в пределах 100 м; выявление дефектов разного характера в стволе железобетонной сваи; возможность диагностики любой сваи одним оператором самостоятельно; сохранение целостности сваи; сравнительно малая стоимость проведения испытаний.

На сегодняшний день ОАО «Буровая компания «Дельта» осуществляет контроль сплошности по двум современным технологиям при помощи приборов производства компании Piletest (Израиль) — акустический тестер PET и системы межскважинного мониторинга свай CHUM. 

 

Акустический тестер PET использует эхо-метод (PEM) для быстрого контроля качества свай. На сваю передается серия ударных импульсов с помощью специального легкого молотка. Отраженные волны улавливаются ультразвуковым датчиком, оцифровываются и анализируются акселерометром прибора. После дополнительной автоматической обработки сигналов выводится информация (рефлектограмма) о длине и сплошности тела сваи (рисунок 1).

Рисунок 1 – Пример рефлектограммы исследования на сплошность буронабивной сваи длиной 10 м.

После ввода исходных данных, во время проведения контроля пользователь уже видит фактические координаты дефектов и длины сваи в метрической системе координат. PET полностью соответствует международному стандарту ASTM D5882 по проведению испытаний на сплошность неразрушающим методом.

Метод испытания свай на сплошность при использовании акустического тестера PET основывается на теории распространения звуковых волн (высоко и низкочастотных) в твердом теле. Это один из самых современных методов испытаний свай в мировой практике за последние годы.

Испытание позволяет выполнить анализ сплошности всех типов свай и определить дефекты в теле сваи.

Используя поставляемое с оборудованием программное обеспечение, наши специалисты уже непосредственно на участке производства работ по полученным данным исследования сваи могут предоставить изображение тела ствола буронабивной сваи соответствующее рефлектограмме (рисунок 2).

Рисунок 2 – Результат построения тела ствола буронабивной сваи по данным исследования

Прибор межскважинного мониторинга Cross-Hole-Analyzer (CHUM)

При использовании системы межскважинного мониторинга свай CHUM в сваи заранее на всю их длину закладывают металлические трубки определенного диаметра для размещения в них ультразвукового преобразователя. Количество трубок зависит от площади поперечного диаметра сваи. В практике 

работ используют пьезоэлектрические и электромеханические преобразователи. Акустический контакт достигают путем заливки труб водой или незамерзающей жидкости (при условии проведения испытаний ниже 0°С). Сущность метода контроля сплошности при использовании системы межскважинного мониторинга свай CHUM состоит в контроле сплошности бетона, заключенного между трубками.

Присутствие на пути волн каких-либо дефектов в бетоне уменьшает скорость прохождения ультразвукового импульса, амплитуду и изменяет форму принимаемого сигнала. Большую роль в наиболее полном выявлении дефектов бетона играют расположение трубок по периметру сваи, их число, материал, из которого они изготовлены, а также характер установки их по длине сваи. При установке трубок необходимо сохранять относительную параллельность их друг другу.

Для вычисления времени прохождения сигнала, его амплитудой и скорости с целью определения численных значений прочности бетона необходимо знать расстояние (базу) прозвучивания. Интерпретация результатов основана на сравнении обнаруженных аномалий с теми, которые были зарегистрированы в специально изготовленных опытных сваях, имевших известные типичные дефекты.

При использовании системы межскважинного мониторинга свай CHUM могут быть обнаружены дефекты, занимающие более четверти сечения сваи. Дефекты обнаруживают тем более четко, чем ближе, они расположены к одной из трубок.

Проведение испытаний на сплошность с использованием системы межскважинного мониторинга свай CHUM полностью соответствует стандарту ASTM D6760-08. Используя поставляемое с оборудованием программное обеспечение, наши специалисты могут сформировать отчет с наглядным предоставлением нарушения сплошности (рисунок 3), позволяющим не только качественно, но и количественно оценить размер дефекта сваи.

Рисунок 3 – Результат обработки данных исследования сплошности сваи
при использовании системы межскважинного мониторинга свай CHUM

Преимущество первого метода (PET)

Контроль сплошности может быть реализован даже, если проведение его не было предусмотрено проектной документацией, без дополнительных затрат при устройстве и для свай  устроенных с применением любой технологии.  

Преимущество второго (CHUM)

При контроле сплошности системой межскважинного мониторинга свай CHUM в реальном времени можно получить анализ с высоким уровнем детализации дефектов свай. Специалистами ОАО «Буровая компания «Дельта» проводится контроль сплошности буронабивных свай на объектах строительства Республики Беларусь, строительство которых производиться по проектам иностранных организаций.

Примером таких объектов может служить «Строительство свайного фундамента для объекта по производству мелованного и немелованного картона производительностью 200 000 тонн в год, Республика Беларусь» и «ОАО «Нафтан». Строительство установки замедленного коксования нефтяных остатков».

В Российской Федерации контроль сплошности свай производяться на всех объектах строительства, поскольку данные методы соответствуют мировым стандартам, это такие объекты как «Нижнетуринская ГРЭС», «Энергоблок ПГУ-220Т — филиала ОАО «Мосэнерго» — ТЭЦ-12», «»ТЭЦ-16 филиал ОАО «Мосэнерго» г. Москва».

Сотрудники нашего предприятия прошли необходимое обучение, имеют сертификационные аттестаты, допуски  и самое важное большой опыт проведения испытаний свай на сплошность неразрушающими методами. Использование современных научно-исследовательских методов контроля производства работ, материально-техническая и научная база, высокий уровень квалификации специалистов ОАО «Буровая компания «Дельта» позволяет успешно внедрять современные технологии строительства в Республике Беларусь.  

Источник: https://www.bkdelta.by/ru/articles/kontrol-sploshnosti-izgotovlennyh-buronabivnyh-svay

Контроль качества изготовленных свай на сплошность ствола

Проверка сплошности бетона буронабивных свай

Одним из основных и важных видов “скрытых работ” в строительной практике являются устройство свайных фундаментов. Подрядные организации в ряде случаев слишком формально относятся к их составлению, к ведению журналов производства свайных работ. В связи с этим при устройстве свай необходима отработанная система контроля их качества. Это в равной мере относится к устройству свай по любым известным технологиям — к буронабивным, буроинъекционным, забивным или вдавливаемым сваям.

2. Сваи, изготавливаемые в грунте

Контроль качества работ при бурении скважин и бетонировании ствола свай, проводимый непосредственно на строительной площадке службой производителя работ и заказчика во многих случаях оказывается недостаточным.

Аварийные деформации зданий и сооружений на сваях имевшие место в последние годы, свидетельствуют о снижении качества изготовления таких свай. В настоящее время надлежащего пооперационного контроля за соблюдением всех параметров технологии, как правило, не производится.

Во многих вновь созданных специализированных фирмах в России отсутствует лабораторная база и работы по проверке качества изготовленных свай не включаются в сметные расчеты.

Традиционные испытания свай статической нагрузкой являются наиболее показательным тестом по определению несущей способности этих свай, но они ни в коей мере не гарантируют качества сваи как железобетонной конструкции. ГОСТ Р 5686–90 “Грунты. Методы полевых испытаний сваями” предписывает проводить испытания свай статической нагрузкой до 0,5% от общего количества свай, но не менее 2 шт.

Читайте также  Конструкция пола каркасного дома на сваях

Но в ряде случаев производители свайных работ, зная какие сваи назначены к испытаниям подходит к ним иначе, чем к рядовым сваям и несущая способность этой сваи может сильно отличаться от несущей способности основной массы свай. Российские нормативные документы, включая СНиП 3.02.

01-87, большое внимание уделяют проблемам соблюдения технологии устройства свай: вертикальности погружения забивных свай, качественной проходке скважин под буронабивные сваи, фиксации проектного положения армокаркаса, требованиям к бетонной смеси, а также контролю сплошности бетонного ствола буровых свай. Оценку сплошности тела сваи предписывается осуществлять путем испытания образцов, взятых из выбуренных кернов, а также контролировать сплошность ствола свай неразрушающими способами.

Контроль сплошности ствола буронабивных, а особенно буроинъекционных свай крайне важен, так как нарушение технологии может привести к значительному снижению несущей способности свай, как по грунту так и по материалу. Отбор образцов бетона при подаче его в скважину может служить лишь для косвенной оценки т.к. набор прочности бетона в кубиках и бетона в скважине различны.

К нарушению сплошности ствола могут приводить многие причины и, в частности: недостаточный объем бетона на площадке строительства в момент бетонирования сваи, неоправданный перерыв в работах по бетонированию ствола, негерметичность соединения обсадных труб в водонасыщенных грунтах, расслоение бетонной смеси и т.д. Выявить дефекты такой сваи при традиционной системе контроля фактически невозможно. Наиболее опасными для безаварийной эксплуатации зданий являются буровые и буроинъекционные сваи небольшого диаметра. Последние изготавливаются из цементного и мелкозернистого раствора и любое нарушение их сплошности может привести к разрушению тела сваи и локальному обрушению надземных конструкций.

3. Забивные железобетонные сваи.

Устройство свайных оснований из забивных свай является значительно более быстрым процессом по сравнению с буровыми. Этот вид свай более широко распространен в нашей стране. В отношении этого вида свай бытует представление о том, что они имеют гарантированную сплошность ствола.

Однако как показывает опыт, при массовой забивке свай, во многих случаях имеет место нарушение целостности сваи, обусловленное некачественным выполнением стыка составных свай, образованием трещин в сваях при складировании, при монтаже на стрелу сваебойных агрегатов, а также скрытыми дефектами изготовления ствола сваи.

Геотехнические наблюдения показали, что часто имеет место отклонение секций составных свай от вертикали, несоблюдение отдельными заводами проектного класса бетона и марок по водонепроницаемости и др.

4. Анализ различных современных систем контроля качества свай

В 70-х годах для контроля качества свай начал широко применяться ультразвуковой импульсный метод. При использовании этого метода о прочности бетона судят по скорости распространения в нем ультразвуковых колебаний. Однако этот метод из-за недостаточной разрешающей способности и громоздкости не нашел широкого применения на отечественных строительных площадках. Для определения фактической длины забивных свай в НИИОСП был разработан прибор “ЭХО-М1”.

В институте БашНИИ имеется прибор “Горизонт”, позволяющий регистрировать количество ударов молота, определять величину среднего отказа погруженной сваи. Имеются разработки для контроля вертикальности погружения свай (прибор ПКВ-1). Для определения несущей способности забивных свай динамическим методом отечественными и зарубежными учеными разработано большое количество конструкции отказомеров.

Однако и они не получили широкого применения в свайном фундаментостроении.

https://www.youtube.com/watch?v=amU8EuNMhXA

На сегодняшний день, когда специальные строительные работы выполняют вновь создаваемые фирмы, вопросы качества строительства стоят наиболее остро. От качества изготовления устройства свай зачастую зависит устойчивость в целом и надежная эксплуатация здания. Наиболее важной представляется следующая информация:

  • местоположение дефектов в стволах буровых или забивных свай (сплошность сваи);
  • определения фактической длины свай, погруженные в грунт;
  • определения несущей способности свай без специальных громоздких и дорогостоящих испытаний статической нагрузкой.

Нам представляется, что наиболее приемлемым методом испытания свай является доведенный до практического применения за рубежом PDA – метод (Pile Driving Analysis).

Этот метод является разновидностью динамического метода и позволяет без применения дорогостоящего оборудования (устройства грузовой платформы, анкерных свай) определить несущую способность свай. Эта методика дает возможность проводить до шести испытаний в день, все оборудование перевозится в прицепе легкового автомобиля.

Динамический контроль проводят с помощью специального инвентарного механического молота, весом 100 кг, и специальных датчиков, установленных на поверхности сваи или внутри нее. Конструкция молота позволяет производить сброс ударной части с фиксированной высоты с помощью специальной треноги. После удара датчики регистрируют амплитуду и частоту колебаний сваи.

На этой основе определяется длина сваи, прочность ствола и несущая способность (по острию и боковой поверхности).

для проведения экспресс — контроля сплошности ствола в мировой практике широко применяются низкодеформационные динамические испытания свай (Integrity Test System) — являющиеся разновидностью метода PDA. Эти испытания позволяют проверить однородность изготовленных свай и выявить скрытые дефекты свай (трещины забивных свай, а также “шейки” и включения грунта в буронабивных и буроинъекционных сваях) — см. рис.1.

Рис.1 Принципиальная схема тестирования свай.

Сущность методики заключается в следующем: по голове сваи ударяют ручным молотком, который посылает вниз по поверхности сваи сжимающую волну. Неоднородности и подошва сваи отражаются восходящими волнами. Чувствительный акселерометр, установленный на верхнем обрезе, измеряет перемещение головы сваи, вызванной волной напряжений от удара молотком и последующими отражениями. Сигнал переводится в скорость и представлен на экране как функция времени. Все результаты легко сохраняются для последующего отчета в компьютере. Типичный дефект показан на рис.2 для разрушенной железобетонной сваи.

Рис.2. Пример тестирования разрушенной сваи

Время от удара по голове сваи до возвращения волны Т характеризует длину сваи и ее механические параметры:

Т=2L/С,

С=1/2 Е/g

где L- длина сваи,

С — скорость распространения волны в теле сваи,

Е- модуль упругости сваи,

g-плотность тела сваи.

Для неповрежденной сваи этот метод позволяет точно определять ее длину. В прерывистой свае метод позволяет анализировать прерывистое отражение, которое проходит до прерывания сваи. В связи с понижением или увеличением сопротивления волна отражается таким же сигналом или сигналом, противоположным волне прерывания.

В качестве преимущества этого метода можно отметить, что ITS позволяет: быстро получать информацию по сваям; находить различные дефекты ствола; определять длину сваи до 60м; испытать любую доступную сваю; привносить минимальное вмешательство в деятельность на стройплощадке. Таким образом, метод позволяет оперативно проводить проверку сплошности свай. Представляется необходимым проводить проверку этим методом как минимум 10% забивных и 20% буровых и буроинъекционных свай. Это обеспечит надежность основания капитальных зданий и их безаварийную эксплуатацию в любых по степени сложности грунтах.

Источник: http://www.georec.narod.ru/mag/1999n1/14.htm

Для любых предложений по сайту: [email protected]